Инна (inna_jv) wrote,
Инна
inna_jv

"Офицеры"

     Перечитывала тут Бориса Васильева, скопом, начиная со всей саги об Олексиных. И среди всего прочего нашла текст, который значится как полная литературная версия сценария «Офицеры». Того самого, помните, где есть такая профессия, красные революционные шаровары и прочее.
     Читать его было по меньшей мере… странно. Казалось, что я знала неких людей с внешней, парадной стороны, знала хорошо, но вдруг мне открылась подоплека событий.
     Начинается вся история со сцены, которой нет в фильме.
     Последние святки царский России, гулянье на Воробьевых горах. Юный казак Иван приехал получать Георгиевский крест из Государя. Самый молодой георгиевский кавалер. Тут же на санках катается Люба, дворянская дочка. А внизу на реке надрывается на тяжелой работе пятнадцатилетний Алексей.
     В следующей сцене уже появляется известное объявление про концерт, с добровольным пожертвованием в виде полена.
     А вот самого концерта нам не показали. Там же осиротевшая Люба в своей квартире устраивает концерты «для бывших». И в это вот общество попадает Алексей, в военной форме, скрипучих сапогах. Общество встречает его соответственно, концерт продолжается, но тут врываются грабители. Дальше понятно – Алексей спасает Любу и увозит в Туркестан.
     Туркестан, в принципе, похож на то, что мы видели, разве что побольше военных сцен. Дальше воинский эшелон, похищение на станции фельдшера и… Вы помните, телеграфист хотел позвонить по телефону? Так вон он таки позвонил. И на следующий станции эшелон встречают бойцы ЧОНа, но, к счастью, все проясняется.
     Дальше уже знакомо: зима, Люба растит сына, потом Трофимовы в маленьком городе, Егор светит зеркальцем в оконце, драка… Но! В драку Егор лезет не просто так, мол, чего он ходит по чужой улице. В драку он лезет потому, что Машу обзывают шпионкой. Согласитесь, что его фраза, мол, дрался за право дело уже звучит несколько иначе.
     Помните, у Маши показывают только маму? Так вот отец ее арестован и, предположительно, расстрелян. Мать, кандидат наук, работает санитаркой в том же институте, где учится Люба. И история эта основательно расписана, начиная с того, что Егора хотят перевести в другую школу, что у Любы начинаются проблемы (она разговаривает с Машиной мамой о детях). Любу прорабатывают по партийной линии и т.д. Машину мать увольняют с работы и выселяют из квартиры в старый барак на окраине, а Егор срывается из школы и уезжает в танковое училище.
     Где-то посреди этих событий известная сцена на аэродроме, когда прилетает на минуточку Иван. Но в фильме не показано, как Люба пыталась поймать такси, но смогла поймать только извозчика, и тот отказался было везти ее на военный аэродром – испугался.
     Ну а потом приезжает Алексей, Люба жалуется, что ей надоело ездить и жить срази инвентарных номеров. Но видит ранение на спине мужа и уезжает с ним.
     Дальше – больше. Иван Варавва арестован. В газетах пишут про заговор. Меняется отношение к военным.
     Люба носит передачи Ивану. Из-за чего у Алексея начинаются серьезные неприятности. Люба ссорится с мужем. Он называет ее дурой, она его – трусом.
     Арестовывают и Алексея. Люба собирает чемоданчик и ждет ареста со дня на день. Но ее высылают, и она с этим чемоданчиком и связкой книг уезжает. И вот тут та самая фраза про инвентарные номера опять-таки приобретает другой смысл. И когда Люба заселяется в барак, где живут такие же как она жены врагов народа, у нее нет даже кружки-ложки, и это опять подчеркивается.
     Алексею среди всего прочего вменяют в вину тот самый музыкальный вечер у Любы. Мол, квартира была под наблюдением, а он им все поломал, да еще и хозяйку квартиры увез. Уголовники же были не бандиты, а запутавшиеся парнишки, «социально-близкие», в отличие от собравшихся на квартире.
     На работу в больницу Любу не берут, устраивается на фабрику.
     У Егора неприятности в училище, его отчисляют и направляют в войска.
     Чудо – Алексея отпускают. Он с огромным трудом восстанавливается, но уже не полковником, а старший лейтенантом. Но предписание-то получить не может! И тогда он просится на финскую.
     Там, на финской, вызывается уничтожить дот, ночью, один. Комбриг же посылает с ним верного человека с приказом расстрелять на месте, если старший лейтенант вздумает удрать.
     А потом – хоп! – и сцена, как Егор приезжает из училища. С платочком для Маши, который отдает к матери. И уезжает он к Маше, все, как есть в фильме, и светит зеркальцем в окно, но видит там не Машу, а ту самую рожу из партийной линии института. Тогда уже едет в барак и оттуда к нему выбегает Маша.
     Дальше все достаточно схоже. Но, согласитесь, как иначе смотрится встреча с Иваном! И за удивлением Алексея, что друг живой подтекст – не просто выжил на войне, а его не расстреляли еще тогда.
     Заканчивается тоже немного иначе. Иван Трофимов, повзрослевший, выпускается из академии. Знакомится с девушкой по имени Лена и едет с ней в ту деревню, где погибла Маша, узнает подробности смерти. После же он женится на Лене, увозит ее к бабушке, сам же уезжает служить. Люба отдает Лене ордена Егора и Маши. Мол, есть такая профессия – защищать родину.
Tags: книжное
Subscribe

  • книжное

    Эту запись я прицеплю наверх, и буду тут собирать отзывы френдов на книги, которые хотела бы прочитать, но пока не с руки. "Сорные травы"…

  • Далия Трускиновская «Единственные»

    Далия Трускиновская «Единственные» Странное дело. Считается, что цепляют в первую очередь те эмоции, которые созвучны тебе. У меня никогда не было…

  • Зачем нужны писатели

    Вчера. Трудный день на работе. Устала как бобик. Сложности в личной жизни. Ничего не хочу. Пришла домой и стала перечитывать Оксану Панкееву. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments